Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Поиск в интернете
Поиск по сайту
Подписка на рассылку
Фотостудия "Нега"
Статистика по сайту

Hits
51907531
29239

Hosts
2673620
1470

Visitors
6839383
6109
12


Кий-остров
Есть на Русском Севере удивительный кусочек земли, что зовется Кий-островом. Приютился он в студеных водах Онежского залива Белого моря, в 15 км от г.Онеги. Он вытянут с севера на юг, его длина составляет 2 км, а ширина не превышает 800 м.

Попасть на Кий-остров можно только во время максимального прилива воды, на катере «Кийского» дома отдыха.

Как наступают белые ночи и под теплыми летними лучами солнца распускаются цветы и сюда на Кий-остров из многих городов России едут отдыхающие. Что ищут они в этих суровых северных широтах? Чем привлекает их этот продуваемый солеными морскими ветрами островок?

Для местных жителей Кий-остров издавна служил пристанищем во время промыслового сезона. На Руси же он стал известен лишь в первой половине XVII века с момента основания Крестного монастыря. История его возникновения неразделима с именем крупнейшего религиозного деятеля XVII века, реформатора русской православной церкви - патриарха Никона. Начало его активной религиозной деятельности связано с Севером: Никон постригся в монахи в Соловецком монастыре, прожив три года в ските на острове Анзер. Позднее он стал игуменом Кожеозерского монастыря.

Согласно преданию, в 1639 г. Никон, путешествуя по Белому морю в рыбацкой шняке, попал в сильнейший шторм и через некоторое время его судно было выброшено штормом на песчаную часть небольшого скалистого острова (Крестная Луда - островок перед Кий-островом), где по обычаям того времени и был Никоном поставлен огромный деревянный крест в память о чудесном спасении.

Происхождение названия острова исследователями объясняется по-разному. Некоторые связывают его с произнесенными Никоном словами при вступлении на спасительный берег: «Кий-остров?» (Чей остров?). Конечно, легенда эта недостоверна: остров назывался так и до Никона. Другое предположение находит истоки названия в древнесаамском языке, заселявших Поморье, слово «Кий» означает «след зверя или дикого оленя». Краевед-топонимист Павел Иванович Носков утверждает, что слово «Кий» на языке финоязычных племен означает камень, отсюда каменный остров Кий-остров. Об острове позднее Никон писал: «А тот де остров пуст и ничьих никаких угодий на нем нет, и быть тут жилецким людям нельзя, поэтому что на том месте все камень голой». В описи Устьонежс-кого погоста есть запись, что поп церкви Причасной Богородицы «косил и ставил 100 копен сена за рекой Онегой и на морском берегу в Кивакорге, в Рочеве малой и на Кий-острове». Значит, название острова «Кий» было известно за целое столетие до появления патриарха Никона.Должно быть, Никону запомнилось и полюбилось это место, если через 15 лет, следуя на Соловки с князем Хованским, он вновь посетил остров. Крест, когда-то воздвигнутый им, стоял в неприкосновенности.Может быть, именно тогда, увидев в этом предначертание судьбы, Никонрешил основать на далеком северном острове Кий Крестный монастырь.Никон вообще любил острова - все возведенные им монастыри стоят по среди воды. Находясь в ссылке в Ферапонтовом монастыре, патриарх своими руками насыпал посреди Богодавского озера остров, где любил проводить в уединении вечерние часы.Став патриархом, Никон не забыл заброшенного в Белом море островка, спасшего ему жизнь. И посчитав это за предначертание судьбы, решил основать здесь Крестный монастырь. В 1656г. Никон обращается к народу со «словами»,призывая вносить пожертвования на я строительство нового Крестного монастыря. От царя Алексея Михайловича патриарх добивается грамоты о посылке мастеров-каменщиков. Уже 13 июня 1656 г. царь издал Указ о создании монастыря на Белом море, а вместе с ним жаловал «6 тысяч рублей многие земли и угодья».

Сохранился интересный исторический документ, в котором Никон приказывает старцу Нифонту Теребинскому составить карту Кий-острова, выбрать наилучшее место для монастыря: «...приехав на остров, остров осмотреть и чертеж учинить и мерою смерить саженью трехаршинною и от леса, и от севера... и где голый камень, и где земля, и где лес, и где болото... и губы сколько вдалося в остров, и островка, которые около того острова... и где монастырю пристойно быть на каковом месте». Но Никон хочет сам принять окончательное решение, где и как стоять монастырю, поэтому наставлении старцу Нифонту он добавляет тоном властелина: «И с чертежом и с подлинным ведомом на подводах нарочного гончика прислать, к нам великому государю в Москве тотчас».

Можно не сомневаться, что «нарочный гончик» прибыл в Москву незамедлительно, так как уже через полгода Воздвиженский собор был построен.

Крестный монастырь строили быстро и добротно. День и ночь на острове раздавался звон топоров и стук каменотесов. Пустынный одинокий остров постепенно оживал и вскоре на его восточном берегу появились первые постройки. В 1657 г. по Указу Никона сюда прибыла «рота драгунов и пушкарей с несколькими чугунными пушками», которые позднее были использованы для подавления Соловецкого восстания (1666-1676 г.г.). Кроме орудий, на остров была доставлена и главная святыня Кийского монастыря - громадный кипарисовый крест, изготовленный по заказу Никона в Иерусалиме. Крест был богато украшен драгоценными камнями. Отправляли его из Москвы под торжественный звон колоколов и молебен самого патриарха.

Покровительство царя и патриарха, щедрые приношения и труд мирян-послушников превратили монастырь в один из самых богатых на Севере.

Переписка, грамоты, литературные труды Никона, монастырские рукописи, документы рисуют патриарха как незаурядного зодчего, до мелочей знавшего строительное дело. Никон выступал одновременно в роли заказчика, архитектора и каменщика. Выходец из крестьян, он сохранил сметливость предков и присущее народу чувство меры и красоты. Его постройки практичны, красивы и долговечны. А построил Никон немало - три крупных монастырских ансамбля: Валдайский Иверский, Кийский Крестный, Ново-Иерусалимский Воскресенский. Ни один из них выдающихся памятников - не возводился без строжайшего надзора крестьянина-патриарха.

В 1660 г. Никон в последний раз посетил Кий-остров. С собой он привез колокола, церковную утварь и мастеров каменных дел. Закончив в течение года основное строительство монастырских зданий и освятив храмы, в 1661 г. Никон навсегда покинул остров.

После низложения Никона в 1666 г. монастырь теряет своего покровителя и многие привилегии.

Во второй половине XVIII века, после секуляризации, когда по Указу Екатерины Второй все монастыри лишились своих земель, благосостояние Крестного монастыря резко падает. Именно в это время в юго-восточной части острова была выстроена лесная биржа. На рейде у Кий-острова была определена стоянка и погрузка судов с лесоматериалами. Шли годы. Монастырь постепенно приходил в запустение. В разное время здесь отбывали ссылку опальные люди, неугодные светским и духовным властям.

Во время Крымской войны 1853-1856 годах английские военные корабли после неудачной попытки захватить Соловки, двинулись в глубь Онежского залива и 8 июля 1854 г. подошли к Кий-острову. На следующий день интервенты высадились на острове, подвергли огню ряд хозяйственных и жилых построек, и затем ворвались в собор... начисто разграбили монастырь.

Ансамбль Крестного монастыря занимает небольшую площадь. Она организована необычно компактно и рационально. Монастырь расположен вблизи пристани, куда причаливают морские суда. Первые.постройки монастыря были деревянными, но одновременно с ними начинается каменное строительство. Оно ведется под контролем патриарха Никона.

Наиболее значительное каменное сооружение монастыря - Крестовоздвиженский собор (1657-1661гг.).Он выстроен из местного темно-серого гранита и из известняка использованием кирпича. Его центральный купол возвышается над островом и виден с моря издалека.

Второе каменное сооружение Крестного монастыря - церковь Происхождения Честных Древ Христовых, или проще - Надкладезная церковь, так как под храмом находится колодец. Церковь необычайно маленькая по размерам. На ее алтарном выступе с внешней стороны укреплен каменный крест с исторической надписью об основании монастыря. С западной стороны к церкви примыкает каменный двухэтажный корпус. Вверху находились кельи, внизу - хозяйственные погреба, квасоварня.

Формирование ансамбля Крестного монастыря завершается строительством Рождества Богородицы с трапезной и келарской палатами (1689 г.). К ним примыкала высокая шатровая колокольня. Ансамбль каменных построек, начиная с XVII века, окружала деревянная ограда, неоднократно перестраивавшаяся и подновлявшаяся. Сейчас сохранился лишь небольшой участок деревянной монастырской ограды с башней, построенной в 1871 г. Сохранились и другие деревянные монастырские постройки: Настоятельный дом (1871 г.), Братский корпус (1903 г.). В глубине острова, завершая живописную лесную аллею, стояла маленькая деревянная церковь Всех Святых (перестроена под жилье отдыхающих). Эту церковь когда-то окружало монастырское кладбище.

Число монашествующих во второй половине XIX века - начале XX века не превышало 10 человек. В состоянии постепенного запустения монастырь просуществовал до 1922 г., когда был упразднен. После его закрытия монастырские постройки использовались как база для детского интерната. Здесь жили, учились и работали дети партизан и красноармейцев, погибших во время Гражданской войны и в боях с интервентами.

Позднее в июне 1924 г. здесь был открыт дом отдыха, который действует и по настоящее время.



Главная
В начало